Необычные уроки в обычной школе

Афанасьева Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ лицей №2, г. Бугульма, Республика Татарстан

Современный  урок - это не  только  «основная  форма  организации  учебного  процесса», но  и  место  встречи  с  личностью  ученика.  Успешность  обучения  во  многом  зависит  и  определяется  интересом  к  изучаемым  предметам. Как  повысить  эффективность  урока?  Как  разбудить  положительную  мотивацию  учения? Этого можно  добиться, изменив  привычную  форму  организации  образования  младших  школьников  на  обучение  в  формах  творчески  продуктивной  деятельности, где  ребёнок  оценивает  себя  и  других  не  только  по  процессу  деятельности, но и  в  зависимости  от  того,  что  он  умеет  делать, что  у  него  получается.
В данной статье приведён опыт организации необычных личностно – развивающих уроков на начальном этапе обучения. Показаны большие возможности нестандартных – развивающих уроков в формировании универсальных   учебных  действий, структура и специфика их проведения.

Роль  начальной  школы  в  развитии  личности  трудно  переоценить. В  последние  годы  усилилась  активность  учителей  начальных  классов  в  поиске  путей  улучшения  состояния  обучения  и  воспитания  младших  школьников. Всё  более  значимым  становится  развивающий  потенциал  образовательных  стандартов.
В настоящее время внедрение ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта) начального образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Образовательный  процесс  в  современной  начальной  школе  ориентируется   на  развитие  творческих  возможностей  ребёнка, формирование  умения  учиться  и  способности  учащихся  к  самообразованию. Важнейшим  приоритетом  становится  формирование  универсальных   учебных  действий, уровень  освоения  которых  в  значительной  мере  предопределяет  успешность  всего  последующего  обучения.
Современный  урок - это не  только  «основная  форма  организации  учебного  процесса», но  и  место  встречи  с  личностью  ученика.  Встреча  начинается  с  первых  дней  ребёнка  в  школе, на  уроке. Чем  ярче,  увлекательнее  и  убедительнее  она  происходит,  тем  успешнее  и  радостнее  идёт  дальнейшее  образование [1].
Каждый  учитель  мечтает, чтобы  дети  любили  его  уроки, чтобы  они  получали  не  только  знания, но  и  удовольствие  от  урока, от  общения  с  педагогом. На  уроке  хочется  сделать  как  можно  больше  и  в  тоже  время  не  хочется  переутомлять  ребят. Как  повысить  эффективность  урока?  Как  разбудить  положительную  мотивацию  учения?
Ответы  на  эти  вопросы  я  ищу  с  первых  дней  работы  в  школе. Современной   наукой  установлено,  что  именно  в  начале  школьного  обучения  дети  наиболее  открыты  не  только  для  новых  знаний, но и  для  личностных  контактов. А  дальше  всё  зависит  от  мастерства  учителя, от  того, как  он  будет  понимать  свою  цель [1]. Я, как  учитель,  работающий  с  младшими  школьниками, ставлю  перед  собой  цель: не  наполнить  детей  знаниями, умениями  и  навыками, а  развить  понимание  этих  знаний, умений  и  навыков, создать  условия  для  порождения  их  ценностей  и  смыслов, сформировать  их  познавательную  активность  и  самостоятельность.
Работая  в  школе, я  обратила  внимание  на  то  обстоятельство, что  часто  у  детей  пропадает  интерес  к  учёбе, а  если  ещё  и  учебный  материал  преподносится  однообразно, шаблонно, то  детям  в  школе  и  вовсе  уныло. Успешность  обучения  во  многом  зависит  и  определяется  интересом  к  изучаемым  предметам. Об  этом  знают  все: и  учителя, и  родители, да  и  сами  ученики. А  вот  добиться того, чтобы  дети  учились  с  увлечением, с  радостью  шли  на  урок, к  сожалению, удаётся  не  каждому  учителю.
Я  смогла  этого  добиться, изменив  привычную  форму  организации  образования  младших  школьников  на  обучение  в  формах  творчески  продуктивной  деятельности, где  ребёнок  оценивает  себя  и  других  не  только  по  процессу  деятельности, но и  в  зависимости  от  того,  что  он  умеет  делать, что  у  него  получается. Большое  внимание  уделяю  организации  соответствующей  возрасту  деятельности  и  общению, а  процесс  обучения  носит демократический, поисково-творческий, деятельностный  характер. Наиболее  важным  является  эффективное  использование  потенциальных  возможностей  урока. С  самого  начала      всё  обучение  построено  так, чтобы  в  каждом  своём  пункте  работать  именно  на  развитие  детей, чтобы  это  развитие  выступало  явно, отчётливо, было  заметно  и  служило  существенной  основой  для  дальнейшего  успешного  образования  моих  маленьких  учеников. Предметом  совместной  работы  учителя  и  ученика  на  моих  уроках   является  не  материал, а  учебная  деятельность, которая  направлена  на  самоизменение  ученика, формирование  у  него  определённых  способностей (рефлексии, анализа, планирования), на  овладение  учеником  обобщённых  способов  действий. Такое  обучение  способствует  развитию  теоретического  мышления, формирует  интерес  к  знаниям, не  пропадающий  при  переходе  из  класса  в  класс, желание, а  главное - умение  учиться,  умение  изменять  и  совершенствовать  себя.             
В  процессе  научно-экспериментальной  работы, которой  я    занимаюсь  уже 6 лет, мне  удалось  найти  эффективные  пути  формирования  учебно-познавательной  компетентности  младших  школьников, разработать и внедрить авторскую программу «Шаги к успеху». Одним  из  направлений  в  моём  исследовании  выступают  нестандартные  формы  организации  учебной  деятельности, которые  существенно  влияют  на  развитие  детей  младшего  школьного  возраста. Наиболее  эффективными  в  этом  плане  оказываются  такие  формы  организации  как  коллективная  поисковая  деятельность, групповое  сотрудничество  детей  при  решении  учебных  задач, партнёрское  взаимообучение  и  взаимоконтроль.
Большое  внимание  уделяю  проведению  необычных  личностно-развивающих  уроков, которые  рассчитаны  на  работу  с  индивидуальностью  каждого  ученика. Конечно, такие  уроки  ставят  учителя  в  новую  позицию - быть  одновременно  и  предметником, и  психологом, умеющим  осуществлять  комплексное  педагогическое  наблюдение  за  каждым  учеником  в  процессе  его  индивидуального (возрастного)  развития, личностного  становления. Урок  становится  учебной  ситуацией, той  «сценической»  площадкой, где  не  только  излагаются  знания, но  и  раскрываются, формируются  и  реализуются  личностные    особенности  учащихся. Данные  уроки  потому  и  необычные, что  находятся  на  стыке  традиций  и  инноваций, опыта  и  творчества, а  поэтому  совершенно  иным  становится  их  смысл,   содержание и  оформление [2].
Как  показывает  мой  опыт, необычные  уроки  вызывают  большой  интерес  у  детей. Что  может  заставить  младшего  школьника  задуматься, начать  размышлять  над  тем  или  иным  заданием, вопросом, задачей, когда  эти  задания  малопонятны, трудны, а  порой  и  не  интересны  для  него? Во  всяком  случае  - не  принуждение. Для  того чтобы  поддерживать  в  течение  урока  внимание  детей, необходима  организация  активной  и  интересной  мыслительной  деятельности. Помогут  в  этом  необычные  уроки. Ведь  любой  нетрадиционный  урок - это  «большая  игра  на  весь  урок»  со  своими  правилами  и  атрибутами. А  правильно  поставленная  игра  позволяет  многому  научить  детей [2].
Возможности  необычных  личностно-развивающих  уроков  велики: они  являются  средством  формирования  познавательной  деятельности  школьников, средством  активизации  учащихся  в  процессе  учебной  работы, а  так  же  одним  из  способов  стимулирования  и  развития  интереса  к  учению. Но  в  то  же  время  они  реализуют  обучающие, развивающие  и  воспитательные  задачи, которые  ставятся  на   каждом  уроке. На  таких  уроках  исчезают  проблемы  дисциплины,   ребята  работают  с  большой  отдачей, интересом  и  не  вскакивают  с  мест, когда  звенит  звонок, а  ждут  продолжения  урока.  
Многие  задания  в  данных  уроках  выполняются  учениками  в  игровой  форме, что  весьма  привлекательно  для  младших  школьников. Интересные  по  содержанию  они  создают  положительный  эмоциональный  фон: раскованность, интерес, желание  научиться  выполнять  предлагаемые  задания, а  осознание  своих  успехов  способствует  раскрытию  психологических  возможностей  учащихся, повышению  их  самооценки, уверенности  в  себе.
В  процессе  проведения  таких занятий  решается  проблема  дифференциации  обучения, расширяются  рамки  учебной  программы, появляется  реальная  возможность, работая  в  зоне  ближайшего  развития  каждого  ребёнка, поднять  авторитет  даже  самого  слабого  ученика, сформировать  положительную  мотивацию  учения.  Эмоциональный  фон, положительное  отношение  к  заданиям  учителя  имеют  определённое  последствие  и  постепенно  распространяются  на  обычные  школьные  уроки. Тем  самым  необычные  уроки  становятся  одним  из  способов  формирования  положительного  отношения  и  интереса  к  учению  в  целом: учащиеся  в  результате  этих  занятий  достигают  значительных  успехов  в  своём  развитии.  Они  приобретают  также  необходимые  интеллектуальные  умения, которые  применяются  школьниками  в  учебной  работе, что  приводит  к  первым  успехам  ребёнка. А  это  означает, что  возникает  и  интерес  к  учёбе.    Во  многом  благодаря  необычным  урокам  к  концу  третьего  года  обучения   72%  моих  учеников  имеют  высокий  и  28%  средний  уровень  школьной мотивации.  Все  ребята  прекрасно  справляются  с    контрольными работами  по    предметам, а 93% учащихся моего класса учатся   на   четыре  и  пять. Это  результат совместной  плодотворной  работы  не  только  учителя, но  и  самих  ребят. Ведь  в  подготовке  и  проведении  необычных  уроков  принимает  участие  не  только  учитель, но  и  учащиеся, так  как  значительное  время  на  таком  уроке  отводится  представлению  домашних  заготовок [2]. Это  позволяет  дать  посильное  задание  каждому  ученику в  соответствии  с  его  возможностями, склонностями, интересами.             
В  зависимости  от  целей  конкретного  урока  и  специфики   темы  формы  проведения  уроков  могут  быть  различными. Опыт  работы  показывает, что  проведение  нетрадиционных  уроков  возможно  на  любом  этапе  работы  над  учебным  материалом. Чтобы  необычные   уроки  давали   необходимый   развивающий  результат, их  надо  проводить  систематически  (как  минимум  раз  в  неделю).      
Именно  в  необычных  уроках  появляются  все  основания  для  того, чтобы  перейти  от  внешней  эффективности  передачи  знаний  к    глубинному  основанию  знаний. Процесс  проникновения  в  глубину  способствует  возникновению  личностного  смысла  знаний.  Он  становится  возможным  тогда, когда  ученик  участвует  в  производстве  своих  знаний.
В  отличие  от  традиционного  урока  структура  необычного  личностно-развивающего  урока  делится  на  вводную, основную  и  заключительную  часть.
1.Вводная  часть  («Вызов», 5-7 минут, «Хочу!»): организация  внимания  учащихся, мобилизующее  начало  урока («исходная  мотивация»), актуализация  знаний  учащихся, постановка  учебных  задач.
2.Основная  часть  («Реализация, открытие  знаний», 15-20  минут, «Я могу!»):
разнообразные  учебные  задания, многоаспектный анализ материала, проблемные  вопросы, необходимость  выбора  решений, установление  связей, разрешение  коллизий.  
3.Заключительная  часть («Рефлексия», 10-15 минут, «Я  знаю, понимаю. Я  сам!»): широкое  использование  различных  вариантов  индивидуальной, парной  или  групповой  работы  учащихся, в  ходе  которой  они  проверяют,  насколько  хорошо  усвоен  новый  материал.
В   наш  век  информационных  технологий  нельзя  не  упомянуть  и  об  уроках, проводимых  мной  с  использованием  интерактивной доски SMART. Такие  уроки  значительно повышают  интерес  школьников  к  предмету  и  к  учению  в  целом, способствуют  не  только  возбуждению  интереса  к  учению, но  и  глубине  и  прочности  знаний, развитию  абстрактного  мышления, пространственного  воображения, произвольного  внимания. На  них  развивается  логическое  мышление, речь  детей. Эти  уроки  строятся  на  основе  развивающих  игр, занимательных  элементов.
Проведение  необычных  личностно-развивающих  уроков  требует  от  учителя  огромной  затраты   сил  и  педагогического  мастерства, но  результат  доставляет  удовлетворение и  мне, и  моим  маленьким  ученикам.         Конфуций  писал: «Учитель  и  ученик  растут  вместе». Необычные  формы  личностно-развивающих  уроков  позволяют  расти  как  ученикам, так  и  учителю.

Список литературы:
1.Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практ.  пособие для учителей нач. школы. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. – 152 с.
2.Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: метод. пособие. –М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
  • Written by: Афанасьева Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ лицей №2, г. Бугульма, Республика Татарстан
  • Вторник, 11 Июнь 2013

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.